3 января 2010

Всё о печати: офсет

Статьи

offset
Плоская офсетная печать, которую часто называют просто офсетом, является самым распространенным способом коммерческой печати.

Типичные виды печатной продукции — брошюры и буклеты, годовые отчеты компаний, рекламные материалы, рекламные листовки (флаеры), книги, журналы, газеты. Понимание того, как работает офсетное производство, важно для разработки графического дизайна большинства работ коммерческой печати.
ВНИМАНИЕ! Тиражи менее 1000 экземпляров могут быть слишком дорогими при воспроизведении на офсетной машине. Читайте дальше и поймёте почему.

Что представляет собой литография, или плоская печать? Вы слышали фразу «масло и вода не смешиваются»? В порядке обобщения это можно сказать о краске и воде. Это отличительный принцип плоской печати. На формах для литографской печати область изображения вбирает краску, а область без изображения ее отталкивает, как покрытый свежим слоем воска автомобиль — капли дождя.

offset
Перенесение изображения на печатную форму
Существует два способа экспонирования алюминиевой формной пластины: пластина либо работает как светочувствительная плёнка, на которую оператор при помощи фотокамеры пропускает свет сквозь фотоформу и которая затем травится химическим составом, моется, сушится и устанавливается в печатную машину; либо изображение на ней просто вырезается лазером на основе цифрового файла.

После экспонирования поверхность печатной формы делится на участки двух типов: «красковосприимчивые» (или гидрофобные), покрытые полимерным слоем, и «водовосприимчивые»
(гидрофильные), где полимерный слой смыт. При смачивании увлажняющий раствор в процессе печати ровным слоем растечется по поверхности пробельных участков, образуя сплошную пленку. Краска перейдет только на участки изображения.

Перенос изображения на бумагу
Для переноса изображения с печатной формы на бумагу необходимо устройство, которое называется печатной секцией. Форму устанавливают на формный цилиндр. Цилиндр вращается — форма соприкасается с несколькими валиками: сначала с увлажняющими, затем с накатным.
Нужная насыщенность цвета предопределена тем, сколько краски попадет на форму. Толщина красочного слоя регулируется либо вручную, либо компьютером.
Перед тем, как попасть на бумагу, изображение переходит на офсетное полотно. Таким образом, печатная форма никогда не соприкасается с бумагой. Хотя флексографическую и глубокую печать также можно выполнять офсетом, однако это делают редко.

Почему бы не перенести изображение на бумагу непосредственно с печатной формы? Ответ скрывается в природе «краско-водной технологии». Офсетные изображения могут быть очень мелкими и тонкими. С другой стороны, бумага имеет шероховатую поверхность (особенно по сравнению с гладкими пленками, например, полиэтиленом). Перенос изображения на полотно помогает сохранить структурную целостность изображения и позволяет печатать с офсетной формы на разнообразных сортах бумаги различной текстуры, — без офсета это было бы невозможно.

Виды печатных машин: рулонные и листовые.

Проблемы цвета
Процесс настройки печатной машины для попадания в цвет называется приладкой. Он включает прогон листов, проверку оптической плотности слоя краски на оттиске и внесение изменений до тех пор, пока не будет получен желаемый цвет. При каждой корректировке, прежде чем удастся добиться заметного изменения плотного красочного слоя, листовая машина израсходует 30—50 листов, а рулонная машина сделает около 300 оттисков. (Гринпис нервно курит).
Всё это повышает стоимость печати.

Обычная листовая машина печатает четырьмя основными красками. Некоторые типографии приобретают машины с дополнительными пятой и шестой печатными секциями, которые можно
использовать для дополнительных красок, лакирования и нанесения других покрытий. Например, шестикрасочную машину можно использовать для печатания работы с четырьмя основными
красками, с дополнительной краской для корпоративного логотипа и с лаковым покрытием на масляной основе.

Полноцвет
Есть несколько способов напечатать цветное изображение. Это печать в несколько прогонов и печать на многокрасочной печатной машине. Оба этих способа основаны на разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам, например CMYK. Для каждой страницы цветного изображения изготавливается набор печатных форм, изображение на каждой из которых соответствует компоненту цветов изображения в системе CMYK. Эти пластины либо устанавливаются поочерёдно в машину с одним набором валов, либо одновременно в машину с несколькими наборами валов. В первом случае пропечатка одного компонента цвета называется «прогоном». Машины с несколькими наборами валов называются многокрасочными. Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеют собственные названия: двукрасочные, трёхкрасочные и так далее.

offset

Дизайнеру на заметку

Что Вам нужно иметь в виду, когда Вы разрабатываете оригинал-макет для офсетной печати?

1. Злоупотребление цветом.
При работе с начинающими дизайнерами больше всего типографии жалуются на огромное количество цветов, использованных в работе. Не все дизайнеры понимают, что нормальная четырехкрасочная машина в состоянии воплотить желаемое изображение; зная, что сегодняшние машины часто могут печатать в восемь, девять и десять красок, дизайнеры используют их все. В результате появляется файл, который слишком дорог и трудоемок для воспроизведения в печати.

2. Размер шрифта
Некоторые способы печати ограничивают размер шрифта, который они могут отчетливо воспроизвести. Для офсета таких ограничений не существует. Какой бы мелкий шрифт вам не понадобился, офсет его напечатает. Тем не менее, в большинстве типографий предпочитают, чтобы текст был сверстан шрифтом крупнее пяти пунктов.

3. Разрешение
Хотя офсетные машины способны печатать с чрезвычайно высоким разрешением (300 dpi не редкость для дорогих работ, а некоторые специализированные типографии воспроизводят изображения с 600 dpi), однако не все типографии на это способны.
Следовательно, когда дизайнеры готовят макет для разрешения выше 150 dpi, они должны убедиться, что разрешение соответствует показателям печатной машины. У разных типографий
машины разного уровня. Перед тем как начать работать с типографией, убедитесь, что печатные машины этой типографии способны печатать с разрешением, которого требует ваша работа. Не стоит просить свою типографию воспроизвести 200 dpi на машине, которую конструировали в расчете на разрешение 150 dpi.

4. Треппинг
Треппинг зависит от способа печати и конкретных особенностей печатного процесса, а также от сложности макета. Треппинг в основном выполняется на стадии допечатной подготовки.
В офсетной печати ширина «ловушки», нахлеста негативно-позитивного изображения для перекрывания зазоров из-за несовмещения должна быть не менее 0,25—0,50 пункта.

5. Ширина линий
Тонкие линии, засечки, средний и мелкий шрифт должны быть выполнены одним цветом. Любой цветной шрифт дизайнерам следует воспроизводить минимальным количеством красок. Штриховые изображения и выворотный шрифт должны быть не тоньше 1/2 пункта в самой тонкой части знака или линии. Для выворотного шрифта должна использоваться обводка основным, доминантным цветом не менее 70% по контуру буквы.

Если для выворотного шрифта используется дополняющий цвет, шрифт нужно укрупнить, для того чтобы при печати не возникло проблем с приводкой. Мелкий шрифт и тонкие засечки
нельзя использовать для выворотки. Для читаемости выворотного шрифта фон должен быть достаточно темным.

6. Оверпринт
При печатании текста поверх изображения (оверпринт), нужно использовать кегль не менее 1/3 пункта в самой тонкой части знака или линии. Из соображений разборчивости и удобочитаемости шрифта при печати поверх изображения, фон должен содержать не более 30% любого цвета и не более 90% всех цветов.

А вот как это работает:

Список литературы:
Основы офсетной печати
Википедия / Офсетная печать
рисунок станка

Предлагаю оставлять в комментариях отзывы о хороших типографиях, с которыми вы имели дело. Только по-честному, без рекламы!

Рубрики: ,

[ Комментариев: 4 ]

4 комментариев на “Всё о печати: офсет”

  1. Фил пишет:

    Спасибо!
    Не думаете сделать серию таких статей по разным видам печати?

  2. Полина (admin) пишет:

    читаете мои мысли! =)

  3. Кирилл пишет:

    Побольше бы фотографий, да и видео процесса понаблюдать бы. Уж очень интересно. Спасибо за статью!

  4. Полина (admin) пишет:

    Кирилл, спасибо за подсказку! добавила видео. может ещё фото найду..

Написать комментарий