14 ноября 2009

Методика публичного выступления

Статьи

public_perf
Одна из важных задач дизайнера – это общение с клиентом. Как перед началом работы над проектом, так и при представлении результатов по его завершении. И эта же задача становится главной проблемой практически у любого начинающего дизайнера. Он ведь творческая личность, он привык работать с символами, с графикой. А тут оказывается, что помимо чистого творчества нужно в чем-то убеждать, нужно телепатически понимать, что хотел сказать заказчик той или иной отвлеченной тирадой, нужно в конце концов уметь так подать свою работу, чтобы она понравилась, чтобы не пришлось по 10 раз всё переделывать только потому, что при показе результатов своей работы дизайнер стоит воды в рот набрав и ждёт, что заказчик сейчас всё сам поймёт. Нет, этого не будет. Надо уметь говорить. Точно также навык публичного выступления пригодится при поступлении на работу в какую-нибудь дизайн студию. Ведь арт-директоров, которые вас там встретят, тоже нужно уметь убедить взять на работу именно вас.
В современном мире, при столь развитом общении через интернет, некоторые могут возразить, что им незачем учиться выступать перед публикой. Ведь они могут отправить e-mail, или пообщаться напрямую через ICQ, а то и вообще используя наушники, микрофон и веб-камеру через какой-нибудь skype. Что ж, специально для них стоит отметить особое значение устного выступления, связанное с наличием у него признаков, которых в значительной мере лишены многие другие формы обращения к людям. Это следующие признаки:

  • оперативность,
  • возможность использования различных способностей слушающего,
  • принципиально творческий характер устного выступления,
  • живое общение говорящего и слушающего,
  • эмоциональное воздействие,
  • невербальные средства общения и ряд других.

Надеюсь теперь я всех убедила и могу перейти к, собственно, методике.
Для начала стОит разобраться, а что вообще такое общение? Словарь “Социальная психология” даёт довольно развёрнутое определение.

1. Подготовка к публичному выступлению

Для начала перечислим критерии ораторского мастерства:

  1. Эрудированность, знание предметов смежных областей.
  2. Убежденность выступающего.
  3. Культура речи.
  4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.
  5. Умение так преподнести вопрос, что он становится собственной проблемой слушателей.
  6. Умение аргументировать. Стройность и последовательность.
  7. Умение применять наглядные и технические средства.

1.1 Определение целей выступления

1.2 Сбор информации об аудитории

Сбор информации осуществляется в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение), привычный стиль поведения, способности (знания), убеждения (мнения, ценности, предубеждения), самопредставления (профессиональные и личностные), миссия (общие цели, которые поддерживает большинство в аудитории). Необходимо знать о «лидерах мнений» – это люди, задающие тон оценкам и мнениям группы. Уточняется возрастной состав, специалисты перед вами или дилетанты, социальное положение, степень осведомленности о предмете выступления, личные и общественные интересы, степень близости докладчика к слушателям (знакомы вам люди или нет). Это все стабильные показатели аудитории. Перед выступлением проясняются для себя ситуативные показатели, а именно: эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания. Собрав эти данные, вы можете понять, в каком образе вы можете быть представлены собравшимся. Тут много вариантов: подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к определенной группе, обозначить род занятий и степень профессиональности.

1.3 Содержание выступления

Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления. Способность к запоминанию информации очень ограничена, один из способов запомнить побольше информации – связать ее в виде «пакетов». Необходимо хорошо структурировать содержание выступления, так как способность успешного восприятия речи у слушателя сохраняется в течении 15 минут. Речь лучше всего записывать на карточки блоками. Особое внимание следует уделить началу и концу речи. Первые слова – настройка на аудиторию, поэтому начало должно быть ярким. Завершающая фраза резюмирует выступление, она должна призывать к действию. Сама речь должна быть образной: чем рассказывать о чем-то, проще это продемонстрировать.

Выстраивайте речь в соответствии с законами восприятия:

Сила влияния информации зависит не только от ее убедительности, но и от порядка предъявления в речи.
Закон очередности – значимые события сообщаются в первую очередь.

Закон предшествования – любая информация усваивается аудиторией в первом толковании. Любая попытка изменить толкование воспринимается как новая информация. Поэтому так важна первичность подачи информации и, особенно, комментариев.

Иннокуляционный (прививка) эффект – его суть в том, что если человек изначально формирует отрицательную установку на сообщение, то он как бы иммунизируется от последующей информации. Применяется, когда необходимо сообщить нежелательную информацию – её следует упредить другим сообщением, формирующим у аудитории негативное восприятие нежелательной информации.

Закон последовательности говорит, что в ситуации, когда два выступающих защищают альтернативные друг от друга точки зрения, то большее значение начинает приобретать временная последовательность предъявления сообщений. Сообщение первого оратора станет более влиятельным для аудитории, если интервал между сообщениями был небольшой, однако интервал между последним выступлением и решением аудитории должен быть большим. Это эффект первичности.

Вторая тактика – Эффект недавности, срабатывает в пользу второго выступающего. Необходимо, чтобы разрыв между выступлениями был как можно больше, а промежуток между вторым сообщением и решением аудитории – как можно меньше. Поэтому, если вы не первый коммуникатор, сделайте перерыв, тяните время, и вас ждет успех.

Для эмоционального воздействия используются следующие приемы:

Прием символизации – делается намеренный акцент на сценах, несущих в себе символическую информацию. Это делается обязательно после необходимого комментария!

Ссылки на авторитет – при умелом применении, эти ссылки оказывают мощнейшее воздействие на аудиторию, необходимо только ссылаться на значимые для аудитории личности, мнения которых воспринимаются некритично.

Свидетельства простых смертных – применение куммулятивного эффекта , наслаивание многих свидетельств в одном выступлении.
При конструировании речи, важно учитывать особенности подачи информации. Варьируя их, можно добиться разнообразных реакций аудитории. Применяются следующие методы:

Новость, сообщенная шепотом – обычная новость, полученная с заговорщическим видом, приобретает уникальный характер и сам факт способствует самоутверждению, а в целом это ведет к закреплению в памяти этой информации. Сам же автор снимает с себя ответственность за ее достоверность.

Парадокс повтора – при полусении однотипной информации, процесс отупения прямо пропорционален количеству немотивированных повторов. Повторяя основной тезис, иногда слегка меняя формулировку, можно добиться закрепления его в сознании слушателей. Необходимо не переборщить, так как может включиться принцип защиты – информация, не цепляющая индивида, забывается прежде всего.

Метод ограниченного совпадения точек зрения – точка зрения, поддерживаемая аудиторией, не критикуются, даже если не устраивают оратора. Работа ведется исподволь, имеющиеся точки зрения конвентируются (заменяются) до приемлемых для выступающего смыслов.

Метод исторических аналогий – в истории можно найти любой необходимый пример.

Требования в отношении содержания выступления и его подачи:

  1. Всячески выясняй, что будущим слушателям: а) известно, б) мало известно, в) совсем неизвестно.
  2. Не бойся вскрывать ошибки, любое неумение людей делать свое дело.
  3. Максимально используй местный, близкий слушателям материал.
  4. Запоминай все, что может пригодиться в твоих выступлениях.
  5. Не ссылайся на факты, которые сам не наблюдал, не проверил, узнал от других. Сам доходи до первоисточников информации, как бы трудно это ни было.
  6. Если в чем-то сомневаешься — вообще не говори об этом.
  7. Учись извлекать из любого факта, даже второстепенного, нужный смысл.
  8. Не увлекайся отрицательными примерами, даже критикуя.
  9. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления.
На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

  1. Вступление, или введение.
  2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.
  3. Заключение, или выводы.

Ну и хватит пожалуй на сегодня…Всё равно и до сюда вряд ли кто-то дочитает :)

Источники:
Мой реферат “Методики публичного выступления” основанный на
Сайт Oratorika – Техника публичного выступления
Халин С. М., Методика публичного выступления
и ещё что-то по мелочи…

Кажется, что навыков уже хватает, а карьера всё равно никак не складывается? Ниже приведен список из 10 абсолютно необходимых качеств, которые следует в себе развить, чтобы добиться успеха и реализовать себя как творческую личность и профессионала.

1. Оттачивайте своё мастерство

Держать планку в собственном деле очень важно. Не останавливайтесь на достигнутом! Изучайте новые техники, играйтесь с новыми программами, экспериментируйте с другими материалами и расширяйте круг своих услуг. Посвящайте час в день исключительно изучению своего ремесла. И нет, работа над проектом в счет не идет. Это время должно быть посвящено только развитию и не должно быть сковано ограничениями, накладываемыми конкретным проектом.

2. Будьте уверены в себе

Огромная доля успешности зависит от одного лишь вашего характера. Легче верить позитивному, лучезарному, энергичному и самоуверенному человеку. Ваши навыки и этика поведут вас далеко. Личные характеристики пронесут вас остальную часть пути.

3. Учитесь принимать похвалу

Многие творческие люди имеют трудности в принятии комплиментов. По какой-то причине они чувствуют себя неловко слыша доброе слово о себе. Принимайте похвалу такой какая она есть, цените её и никогда, никогда не извиняйтесь за свою работу. Худшее, что вы можете сделать, это ответить что-то типа “Спасибо, но это совсем не так здорово, как кажется” или “не, это отстой, я мог сделать лучше”. Искореняйте нелюбовь к себе и всегда отвечайте в позитивном ключе, например “Я рад что вам нравится, спасибо!”.

4. Учитесь принимать критику

Критика никогда не должна восприниматься персонально. Критикуют не вас, а вашу работу. (Если же критик перешел на личности, то не обращайте внимания, на таких только понапрасну силы тратить.) Всегда принимайте критику к сведению и учитывайте в следующих работах, используйте её как орудие для продвижения вперед.

5. Всегда выполняйте обещанное

Всегда выполняйте любой пустяк, который вы пообещали и лучше следите за тем, что говорите. Это оказывает чудесное действие на вашу репутациу, все уважают людей своего слова. Небрежное же отношение к своим обещаниям вызовет прямо противоположный эффект. Будьте разумны, заслуживайте доверие и никогда не обещайте больше, чем точно знаете, что сможете сделать!

6. Ясно и четко выражайтесь

Как дизайнеры, мы замешаны в дела коммуникации. Так или иначе, мы рассказываем историю: словами, фотографией, дизайном, анимацией, рекламой, комиксом, татуировкой или любой другой формой искусства. Четкое выражение наших идей является ключевым моментом нашего дела. Пусть ваше послание будет обдуманным, целесообразным, кратким, понятным и эффективным на всех этапах вашего рабочего процесса.

7. Организуйте своё время

Составлять жесткий список дел очень полезно. Это является главным шагом к тому, чтобы всё выполнить. Старайтесь выполнять ежедневный обязательный набор дел (например отвечать на эл. письма, продвигать себя, развивать навыки, работать) примерно в одно и то же время каждый день. Это, конечно, не по Кастанеде, но здорово дисциплинирует. Отводите достаточно большие отрезки времени для каждой из ваших разнообразных задач, чтобы в полной мере ощутить пользу от таких “привычек”.

8. Будьте в курсе событий

Знайте свой рынок. Изучайте предложения, смотрите портфолио, следите за направлениями в дизайне и будьте в курсе того, кто что делает. Будьте в курсе новинок в программном обеспечении, сервисах и играх. Читайте несколько тематических блогов. Слушайте подкасты. Подпишитесь на рассылки. Те кто в танке никому не нужны, будьте социальны, будьте в курсе событий. Чем больше вы знаете о том, что происходит и где находятся какие рычаги, тем более опасными вы становитесь для своих конкурентов.

9. Будьте на связи

Хорошие отношения с клиентами всегда должны иметь первостепенную важность. Если вы давно ничего не слышали от своего клиента, позвоните ему, просто чтобы узнать что происходит в его мире. Также можно послать какой-то крутой персональный подкаст (как это по-русски, знает кто?) с информацией о вашей компании лучшим клиентам. Чем больше их внимания вы привлекаете, тем больше работы они могут вам дать. (Главное не переборщить, всё-таки для России такое поведение нестандартно.)

10. Развивайте свою карьеру

Постоянно выталкивайте свою карьеру в новые области. Вы можете начать как дизайнер полиграфии, но выполнить много работы по веб-дизайну, иллюстрации, анимации и другим схожим-но-различным темам для разных людей. Если подобные скачки кажутся вам слишком большими, попробуйте что-то более сфокусированное. Может быть вы ничего не делали кроме дизайна брошюр, но имеете клиентов которые занимаются продажей товаров по почте. Учитесь делать новые вещи и смотрите что вам больше подходит. Если вы продаёте, то всегда есть шанс, что кто-то купит.

Список литературы:
10 Essential Tips to Becoming a More Successful Creative Pro

Интересное на эту тему:
10 советов как стать более успешным дизайнером
Советы фрилансеру: как обратить на себя внимание заказчика
Top 5 крупнейших ошибок фрилансера
Всенародные фриланс сайты
You The Designer – много интересных статей для дизайнеров (английский)
CREATEaPRO.com – этика и организация работы (английский)


Рубрики: , ,

[ Написать комментарий ]

Написать комментарий