24 апреля 2009

Правила удобочитаемости ч.1

Статьи

В наш век информационного засорения окружающей среды минимализм, а с ним и типографика, работа со шрифтом, начинает играть ведущую роль в дизайне. Почему? Да потому, что люди настолько устают оттого, что их внимание постоянно рассеивается, что навороченные, насыщенные графикой рекламы, буклеты и сайты просто не пропускаются их мозговыми фильтрами.
Так что пусть вас не пугает моё пристрастие к темам типографики. Ведь сколь работа шрифтовика незаметна на сознательном уровне, столь она действенна на бессознательном (и этому надо учиться, одной интуиции и вкуса тут мало). Почему-то одну книгу нам приятно держать в руках, наш взгляд беспрепятственно скользит по строчкам, и ничто его не раздражает и не цепляет. А иную книжку так и хочется отложить. Хотя с книжками это случается не так часто, потому что для них хоть есть ГОСТы (т.н. Гигиенические требования к печатным изданиям и т.п.), при несоблюдении которых книга просто не выпускается в печать. А вот в интернете дело с этим обстоит совсем плохо. О веб типографике я уже публиковала статью.

Теперь речь у нас пойдет об удобочитаемости. Что же за волшебство делает большие объёмы текста столь приятными глазу?
В “Правилах удобочитаемости ч.1″ мы поговорим о выборе шрифта.

Небольшой ликбез для начала

Элементы шрифта

Ключевое слово: умеренность

Текстовый шрифт наиболее простой и “обычный” из всех. Текст покрывает акры в книгах, журналах, отчетах и сотнях других документов. Когда чтение является основной целью, работа дизайнера заключается в том, чтобы убедиться, что текст выглядит гладким, текучим и приятным для чтения. Главными критериями хорошего текстового шрифта является разборчивость и удобочитаемость.
Разборчивость требует чистоты; т.е. насколько одна буква может быть отличена от всех остальных. Удобочитаемость означает, что буквы хорошо взаимодействуют, составляя слова, предложения и параграфы. Когда делаете выбор между шрифтами, ключевым словом является “умеренность”.

1. Схожие ширины букв

Ширины букв
Для наиболее гладкого вида текста, буквы должны иметь схожие ширины. Чтение имеет естественный ритм (как и всё в жизни живого организма). Шрифты с сильно варьирующимися ширинами букв, например Futura (см. выше), сбивают этот ритм.

2. Среднее соотношение высоты и ширины

Соотношение высоты и ширины
Мы распознаём буквы по их физическим характеристикам: штрихам, засечкам, овалам, изгибам и т.д.. Чем они более ясные и знакомые, тем разборчивее буква. Если буквы сжаты или расплющены, эти характерные черты искажаются – например, диагональный штрих выглядит как вертикальный – и его становится сложнее идентифицировать. Когда распознание каждой буквы отнимает вдвое больше сил и времени, чем обычно, читать надоедает довольно быстро.

3. Средняя высота строчных букв

Средняя высота строчных букв
Чем больше высота строчных букв, тем плотнее и гуще будет казаться текст. Вам нужна умеренность, середина. Необычно высокие или низкие строчные буквы могут подойти разве что для особых проектов, где это будет оправдано.

4. Ищите незначительно контрастные шрифты

Контрастность
Контрастность шрифта — соотношение основных и соединительных штрихов по толщине.
У лучших текстовых шрифтов толщина штрихов несильно различается. Линии шрифта легко сходятся, что позволяет взгляду мягко скользить по тексту. Но избегайте крайностей. Резкоконтрастные шрифты типа Бодони (см. выше, слева) выглядят красиво в больших размерах, но в обычном текстовом наборе их супертонкие штрихи просто исчезают. Геометрические стили (см. выше, справа) – равно- или слабоконтрастные – выглядят слишком однородными.

5. Остерегайтесь зеркал

Зеркальные буквы

Гротеск – вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без засечек.

Гротески настолько однородны, что их буквы иногда оказываются зеркальными отражениями друг друга. Для текста это нехорошо – чем более индивидуальна каждая буква, тем более разборчиво всё слово. Ищите шрифты, которые не имеют зеркальных отражений.

6. Избегайте слишком больших внутрибуквенных пространств

Большое внутрибуквенное пространство
Избегайте шрифтов, у которых внутрибуквенное пространство велико по сравнению с толщиной штриха. В случае Geosans (см. выше), посмотрите, насколько пространство внутри букв больше, чем пространство снаружи! Это будет замедлять чтение. Текст набранный Geosans (см. выше, справа) выглядит как швейцарский сыр!

7. Избегайте “заковыристости”

"Заковыристый" шрифт
Типографические закорючки занятно выглядят и отлично подходят для заголовков, но использованные в тексте они быстро теряют свою привлекательность. Почему? Причудливость и непривычные элементы задают глазу слишком много направлений следования и это очень утомительно.

8. Чем открытее, тем лучше

Апертура и очко
Чем больше апертура и очко (см. самую верхнюю картинку) у букв типа е, с, а, з, тем лучше эти буквы будут различимы при сильном уменьшении. Когда апертура и очко маленькие, при уменьшении эти буквы начинают сливаться и походить на овал (или на о)

Ну вот пока и всё о выборе текстового шрифта.
Но чтобы текст приятно было читать, кроме правильного выбора шрифта надо еще задать разнообразные поля, отступы, межстрочные и межбуквенные расстояния.
Об этом и будет когда-нибудь написана ч.2

Список литературы:
BAM
iFont.ru

Интересное на эту тему:
ГОСТы
Журнал [как)

Рубрики:

[ Написать комментарий ]

Написать комментарий